История лицея

С 1985 года Россия вступила в эпоху глобальных изменений в экономике и политике страны. Постепенно расшатывалась государственная система СССР. На повестку дня вставали новые проблемы, которые стремительно приближали распад единого социалистического государства, что в скорости и произошло. Эти изменения в стране коснулись и системы образования. Возникла потребность в формировании личности учителя, способного обеспечивать воспитание и обучение молодого поколения на современном переходном этапе России. В этот период и вынашивается мысль о создании необычного образовательного учреждения, способного решать проблемы преобразования в стране сегодня и на перспективу. Так возникла идея и социально-педагогическая инициатива заслуженного учителя РСФСР Слипченко Федора Федоровича о создании образовательного учреждения, способного готовить учителя XXI века.

По его мнению, таким учреждением могло стать образовательное учреждение типа Царскосельского Лицея, целенаправленно готовившего юношей «для службы государственной» и тем самым оправдавшего надежды его создателей. Именно в лицейском образовании Ф.Ф.Слипченко видел «интеллектуальный потенциал России». Под интеллектуальным потенциалом понималось формирование личности учителя мужчины, который способен будет воспитать себе подобных граждан, – ведущих здоровый образ жизни, трудолюбивых, патриотов.

Так в 1988 году, после длительных обсуждений, Федор Федорович предложил открыть школу нового типа с новым содержанием и новым названием – мужской педагогический лицей. Преследовалась цель — возвратить России систему лицейского образования, готовящую своих воспитанников для решения важных государственных задач. В ходе ее решения предполагалось возродить систему подготовки Народного учителя, а систему образования преобразовать в систему народного просвещения.

Открыть школу подобного типа региональное руководство согласилось, но называть ее «лицеем» не стало в виду того, что такого типа школ в Советском Союзе не существовало. И фактически по всем параметрам учебного плана и другим нормативным документам школа была открыта как специализированная школа-интернат педагогического профиля. Однако настоятельность директора школы, автора идеи и социально-педагогической инициативы, поддерживаемая коллективом единомышленников, в том числе и родительской общественностью, позволила добиться статуса учебного заведения нового типа с названием «Волгоградский лицей».

Это подтверждается приказом Министерства народного образования РСФСР за № 76 от 30.03.90 года:
п.1: Присвоить Волгоградской областной школе-интернату № 4 педагогического профиля название «Волгоградский лицей (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля)» с 1 апреля 1990 года.
п.2: Считать Волгоградский лицей авторской школой заслуженного учителя школы РСФСР Слипченко Федора Федоровича.

Изначально лицей является экспериментальной школой. Это также было утверждено приказом Министерства народного образования за №101 от 28.03.89 г.
В октябре 1990 года, спустя месяц после начала учебного года, Министерство прислало представителей института повышения квалификации работников народного образования для проверки учебного заведения по всем параметрам на предмет соответствия заявленному статусу. По итогам проверки был составлен подробный отчет, который стал основанием для издания приказа за № 89 от 28.11.90 г. «Об организации экспериментальной педагогической площадки Министерства образования РСФСР на базе Волгоградского лицея (областной экспериментальной мужской средней школы-интерната педагогического профиля)»:
п.1: Утвердить на базе Волгоградского лицея экспериментальную площадку Министерства образования РСФСР;
п.2: Руководителем экспериментальной площадки утвердить директора Волгоградского лицея, Народного учителя СССР Слипченко Федора Федоровича, автора социально-педагогической инициативы;
п.6: Разрешить директору Волгоградского лицея, руководителю экспериментальной педагогической площадки Министерства образования РСФСР Слипченко Ф.Ф. вносить в ходе эксперимента изменения в план и программу экспериментальной работы, в учебные планы и программы, в штатное расписание с учетом производственной необходимости и местных условий в пределах бюджетных ассигнований, а также внебюджетных средств.

В 1993 году с Волгоградским педагогическим университетом заключается договор о совместной деятельности по допрофессиональной подготовке юношей из сельских районов Волгоградской области для получения педагогической профессии.
На протяжении всего периода функционирования учебного заведения и по сей день этот процесс продолжается, совершенствуются и дополняются основополагающие документы лицея — своего рода программа формирования личности будущего учителя: «Торжественное обещание лицеиста», «Кодекс чести лицейского братства» и другие.

До открытия школы автором было создано Положение о школе нового типа, которое позже стало основой для создания устава лицея.

О работе экспериментальной площадки ежегодно докладывалось в Министерство народного образования. План экспериментальной работы был рассчитан на 10-летний срок. В 1999 году он истек и приказом по Министерству народного образования экспериментальная работа была продолжена до 2010 года.
В год завершения первого срока экспериментальных работ в лицее был описан 10-летний опыт его деятельности.

2002 год – генеральный директор лицея Ф.Ф.Слипченко признан «Лучшим менеджером года».

С 1997 года совершено шесть экскурсионно-поисковых экспедиций по местам судьбоносных сражений и культурно – историческим центрам России.

На базе лицея защищено 3 докторских и 5 кандидатских диссертаций.
Выпущено из лицея 1142 человека.